Психолог +7 (963) 772-85-40
До какого-то времени я жил, не сильно обращая внимания на то, что и почему у меня получается лучше, а что хуже. Мне казалось, что если деятельность не является эффективной, достаточно прикладывать больше усилий, «ломать себя об коленку» и не обращать внимания на скуку или усталость. И в определенный момент своей жизни я столкнулся с идеей, что «себя надо любить». Несмотря на то, что я являюсь самым близким себе человеком на земле, подобная постановка вопроса меня очень удивила.
А что же такое любовь, в том числе к самому себе? Мне кажется, что среди всего многообразия нюансов – это, прежде всего, знание себя. Что нравится, а что нет. Осознание причин и способов своего поведения в различных ситуациях. Способность не навязывать себе каких-то неприятных дел сверх необходимого и не требовать от себя невозможного. Это доброжелательное отношение к себе без излишней критики. А также много чего еще, связанного с грамотным самовосприятием.
Кроме того, как показывает практика, окружающие воспринимают человека примерно так, как и он сам относится к себе. Поэтому если изменить отношение к себе в лучшую сторону, улучшатся и отношения с другими людьми и с миром в целом.
Для меня подход к работе/карьере/призванию на основе сильных сторон своей личности позволяет ответить на вопрос «как полюбить себя на работе?». Он сочетает в себе познание себя, уважение к собственным желаниям и предпочтениям, отсутствие насилия по отношению к себе. В сравнении с другими, использование данного подхода позволяет построить объективно более успешную карьеру и при этом испытывать чувство радости и удовлетворения от работы.
Предлагаю ознакомиться с этим подходом более подробно.
Прежде всего, предлагаю договориться об определениях, которые будут использованы в этом разделе.
Таланты — это естественным образом повторяющиеся модели мышления, поведения и чувствования, которые могут быть полезны в жизни. Эти модели связаны с особенностями функционирования мозга, в т.ч. с нейронными связями, они закладываются в детстве и практически не изменяются в будущем.[1]
Навыки — это умения, доведенные до автоматизма в результате многократных повторений.
Знания - это усвоенные уроки и факты из жизни. В совокупности таланты, навыки и знания складываются в Ваши сильные стороны – то, что помогает Вам достигать успехов в жизни.
Давайте разберем это на примере.
Выпускник ВУЗа Александр обладает хорошими аналитическими способностями и умением конструировать. Это его таланты, которые могут быть применены в различных сферах. Александр выбрал финансовый анализ.
Он изучил корпоративные финансы и приобрел знания.
Научился работать в Excel, проработал несколько лет и «набил руку» - это полученные навыки.
Приобрел богатый опыт ошибок и успехов, проанализировал их и составил правила работы, список проблемных мест, на которые надо обращать внимание, а также наборы стандартных решений – это снова знания.
Если объединить эти таланты, навыки и знания вместе, то получится сильная сторона в сфере создания финансовых моделей на базе Excel.
То есть сильная сторона – это комплект, готовый к употреблению в реальной жизни. Из нашего примера видно, что если нет навыка работы в Excel или знаний финансовой отчетности, то перед нами оказывается стажер, а не профессионал.
Заметим также, что таланты достаточно универсальны.
Например, таланты Александра (аналитические способности и умение конструировать) могут быть применены в широком диапазоне сфер деятельности: в научных исследованиях, инженерии, архитектуре, IT и т.д.
Навыки, а тем более знания, обычно менее универсальны.
Если навык работы в Excel можно применить в сферах, связанных с расчетами или обработкой данных, то специализированные знания финмоделирования востребованы только в пределах этого направления.
Таким образом, если Вы захотели сменить сферу деятельности, то именно таланты сохранят свою ценность и помогут построить новую карьеру. По аналогии с «сильными сторонами», введем еще понятие «слабая сторона». Слабая сторона – это то, что мешает достичь желаемых успехов, и может быть связано с отсутствием знаний, навыков или талантов. Нехватка навыков или знаний, естественно, исправляется обучением.
Например, если Вы не знаете язык или культурные особенности страны, с которой работает Ваша фирма, не умеете пользоваться той или иной программой, не обладаете специальными знаниями (нормы, Госты, особенности товаров, материалов или оборудования) – это нехватка знаний или навыков. Все это можно освоить, например, на соответствующих курсах.
Другое дело, если проблема связана с талантом, а вернее, с его отсутствием.
В примере проблема выражается в том, что Александр иногда может перепутать знак, забыть учесть какую-то статью доходов или расходов, и т.д. Для финансового моделирования подобные ошибки катастрофичны, соответственно, они могут поставить под угрозу успех в его карьере. Тут необходима тщательность и внимательность к мелочам, а это тоже талант.
Или же представьте адвоката, которому тяжело переносить конфликты и отстаивать свою точку зрения. Или если дизайнером станет человек, не чувствующий цвета. Ему придется тратить время на то, чтобы постоянно проверять сочетания цветов. И все равно его работы будут шаблонными.
Важно отметить, что слабой стороной человека является только та трудность, которая мешает быть успешным.
Например, незнание китайского языка может стать трудностью, только если Вы начали работать в русско-китайской компании или непосредственно с китайскими партнерами по бизнесу.
Кроме того, одно и тоже качество может быть как сильной стороной, так и слабой в зависимости от специализации.
Например, умение предвидеть риски может стать одним из наиболее важных талантов, если Вы специалист по оценке рисков, юрист или советник директора. Но если Вы предприниматель или управленец, то способность предвидеть многочисленные риски во всех подробностях может парализовать процесс принятия решений и / или привести Вас к инфаркту.
Используя введенные определения, можно выделить две глобальных стратегии построения карьеры:
Основная идея этой статьи – не нужно тратить силы и время на «борьбу» со слабыми сторонами. Необходимо лишь минимизировать их влияние, а основные силы прикладывать в направлении сильных сторон.
Представьте, что у Вас есть сверхлегкий и сверхбыстрый шоссейный велосипед. В каком соревновании Вам лучше участвовать? В гонках по асфальтовой трассе или по бездорожью? А с джипом 4х4 лучше участвовать в ралли «Формула 1» или «Париж – Дакар – Пекин»? При прочих равных очевиден выбор, по максимуму использующий особенности вашего транспорта.
С соревнованиями понятно, а в реальной жизни при построении карьеры с опорой на сильные стороны у Вас могут возникнуть следующие вопросы:
Давайте разберемся с ними по очереди.
Хотя, учитывая наши традиции воспитания и систему образования, правильнее задать вопрос: «Знаете ли Вы свои таланты?» И если знаете, то какое количество?
У слова «талант» есть популярное грандиозное значение, связанное с музыкой, кино или живописью. И весьма распространено сравнение: вот у Леонардо Да Винчи / Ф.М. Достоевского / Чарли Чаплина – талант, а у меня… А теперь давайте вспомним определение таланта, приведенное выше. «Таланты — это естественным образом повторяющиеся модели мышления, поведения и чувствования, которые могут быть полезными в жизни». Таким образом, таланты могут проявляться в любой сфере деятельности, даже в самой обыденной. И не обязаны выглядеть столь грандиозно.
У меня есть друг, у которого удивительно большое количество знакомых и он быстро сходится с новыми людьми. Это его талант, который можно использовать на работе для первичных переговоров или для налаживания необходимых профессиональных связей.
Представим женщину, хорошо вышивающую крестиком. О чем это может свидетельствовать? Например, о способности долго сохранять концентрацию на определенном монотонном деле, а значит, она может оказаться незаменимой в бухгалтерском деле, работе операциониста или авиадиспетчера. Важно отметить, что выводы стоит делать на основании повторяющихся проявлений, а не на разовом эпизоде. В первом примере понятно, что случаев много. А вот во втором – может оказаться, что любовь к вышиванию связана с теплыми чувствами к бабушке, которая любила вышивку. Поэтому имеет смысл проанализировать значительное количество различных эпизодов успешной деятельности и сделать обобщения.
Обычно у «среднестатистического» человека около 10 – 20 талантов. Между ними могут образовываться связи и формироваться дополнительные таланты. Но зачастую люди склонны упускать часть из них. Причины, по которым это происходит, будут описаны ниже.
Талант – это не то «что получается лучше, чем у других». Ошибочно опираться на сравнения при поиске собственных талантов. Сравнивая, Вы, скорее всего, обнаружите хорошо развитые навыки. Вот признаки, указывающие на то, что Вы действуете, опираясь на таланты:
Последний пункт особенно интересен, так как позволяет отыскать то, что глубоко спрятано даже от Вас самих.
Вспомните, может быть Вы, куда-то опаздывая с группой, проявили организаторские способности, о которых даже и не подозревали. Или же смогли вдохнуть второе дыхание в команду и вытянуть провальный проект. Может быть Вам приходят в голову неожиданные решения когда времени почти не осталось.
Вот очень небольшой список возможных талантов:
Мы часто не замечаем таланты, которые являются основой нашего успеха и доставляют нам столько радости. А теперь сравните это с тем, как хорошо Вы знаете содержимое своих шкафов и книжных полок, медиатеки или же страниц соцсетей. Ведь это сотни и тысячи элементов против 10-20 талантов, которые с Вами всю Вашу жизнь. Удивительно, если посмотреть на это непредвзятым глазом со стороны. Давайте разберемся, почему же это происходит.
Этому есть следующие причины:
Попросту говоря, пока ребенок мал и слабо сопротивляется, из него близкие и общество лепят того, кто им удобен. А когда человек вырастает и может отстаивать свою индивидуальность, ее уже надо отыскивать, а инструментов для этого нет.
В результате под влиянием этих факторов человек усваивает одну или несколько следующих моделей поведения:
Чтобы проверить, сталкивались ли Вы с ситуациями игнорирования собственных сильных сторон, вспомните, слышали ли Вы подобные фразы:
Таланты настолько естественны, что человек часто их не замечает, поэтому существуют сложности в их нахождении.
В качестве первого приближения к своим талантам можно пройти тест strengths.gallup.com. Методика специально разработана Американским институтом общественного мнения (институтом Гэллапа)и направлена на поиск талантов, а не навыков. Она позволит выявить пять Ваших основных талантов.
Однако, талантов у человека гораздо больше. Для более эффективной работы требуется проанализировать, каким образом Вы достигаете успехи и выявить повторяющиеся модели поведения. Можно попытаться сделать это самостоятельно, но обычно нужен профессионал, который будет максимально непредвзят, и сможет увидеть Ваши таланты, а также отличить их от навыков.
Итак, если в построении карьеры Вы решили сделать ставку на сильные стороны и минимизировать влияние слабых, то существует несколько основных способов:
В примере, приведенном выше, Александр выбрал внутри финансового сектора специализацию «финансовое моделирование», которая в максимальной степени позволяла использовать его склонность к конструированию.
Вторым примером может быть Татьяна, которая, обладая высоким уровнем эмпатии, внимательностью и чуткостью, умением быть искренней, а также аналитическим мышлением и способностью видеть причинно-следственные связи, выбрала карьеру клинического психолога-диагноста.
Коротко способ выбора специализации можно описать следующим образом. Сначала Вы составляете максимально широкий список отраслей, а внутри их – специализаций, соответствующих Вашим интересам, призванию, а также примерному доходу. Здесь могут быть полезными классификаторы и описания вакансий и резюме работных сайтов. А далее оцениваете их с точки зрения соответствия своим сильным и слабым сторонам.
Представим, что, желая найти максимально подходящую специализацию, Иван столкнулся с необходимостью узнать больше об одной из возможных профессий из незнакомой для себя сферы деятельности. Если идти традиционным путем: анализом статей, описаний и вакансий работных сайтов – необходимо проанализировать большой объем информации и сделать обобщения. А теперь представим, что Иван имеет слабую сторону: теряться в большом объеме информации и закапываться в деталях (типичная слабая сторона людей с выраженными аналитическими способностями и вниманием к деталям). А вот коммуникация находится числе его сильных сторон. В этом случае Иван может найти несколько людей, работающих в данном направлении, и уточнить у них особенности работы.
Например, стратегическое мышление руководителя является его сильной стороной, но на переговорах он испытывает трудности в защите своей позиции. Чтобы решить эту проблему, целесообразно нанять человека, который обладает данным талантом.
Возможно, Вы придумаете еще способы, которые будут Вам подходить.
При этом идея следовать своим сильным сторонам ни в коем случае не исключает серьезной работы над развитием талантов и превращением их в сильные стороны.
«Говорят, что талант – это 10% дара и 90% труда».
И это правда. Даже продвигаясь в нужном направлении, для достижения устойчивого успеха требуется несколько лет. Возможно, что именно поэтому важно не ошибиться с выбором направления, ведь менять его через несколько лет будет дорого и сложно.
Вопрос «что это дает?» - самый важный. К нему можно подойди с двух сторон, а именно: с позиции сотрудника и позиции работодателя / начальника / HR. Я постараюсь осветить оба подхода. И начну с позиции сотрудника.
Как отмечалось во введении, именно самореализация является одним из наиболее важных факторов мотивации для человека, являясь вершиной мотивационной пирамиды. И если все базовые потребности удовлетворены, то есть где и на что жить, время и возможности для общения с семьей и друзьями, то наиболее важной становится именно самореализация.
Опора на сильные стороны непосредственно связана с самореализацией.
Во-первых, основанная на сильных сторонах деятельность оказывается наиболее эффективной, соответственно и достижения человека максимальны.
Во-вторых, важно, чтобы результат деятельности был ценен для самого человека, чтобы он «грел его душу». Ведь зачастую деятельность, включающая в себя именно сильные стороны, напрямую связана с призванием человека.
Вспомним Татьяну из примера. Такие её таланты, как эмпатичность и искренность, напрямую связаны и с ценностями – потребностью в искренних и глубоких отношениях между людьми. Другие таланты, а именно аналитическое мышление и умение видеть причинно-следственные связи, также связаны ценностью – понимать суть явлений. Деятельность клинического психолога, особенно занимающегося психодиагностикой, напрямую связана с реализацией подобных сильных сторон личности.
Однако бывает и так, что результат есть, и окружающие его ценят, но сам человек – нет. Это означает, что неверен выбор направления деятельности – индустрии, а не роли внутри нее. В данном случае важно подобрать деятельность, которая бы соответствовала не только талантам, но и ценностям.
Один из излюбленных сюжетов фильмов – преуспевающий бизнесмен / юрист / пиарщик или иной представитель престижной профессии вдруг понимает, что он всю жизнь занимался не тем и кардинально меняет сферу деятельности. Популярность этого сюжета говорит о распространенности подобных проблем и в реальной жизни.
Но, в отличие от фильмов, где герои становятся путешественниками, писателями или спасателями котиков, в реальности есть возможность найти не столь экзотические или низкооплачиваемые направления труда.
Таким образом, соответствие деятельности сильным сторонам личности является пусть и недостаточным условием удовлетворенности, но необходимым. Попробуйте сами придумать пример реального человека, который бы занимался чем-то, что у него плохо получается, и чувствовал при этом самореализованность.
Есть еще одно преимущество опоры на таланты. Так как таланты универсальны, то можно быть успешным в достаточно различных сферах деятельности. Особенно это важно, когда первая близкая по ценностям профессия, что приходит на ум, принадлежит к стагнирующей, рискованной или же низкооплачиваемой сфере. Поэтому, тщательно проанализировав и составив полный список своих талантов, можно подобрать еще несколько сфер деятельности, подходящих и по ценностям и по доходам.
Существует также важный аспект, связанный с общим качеством жизни. Когда человек действует с опорой на сильные стороны, он испытывает удовлетворение и наполненность, прилив сил, а также уверенность в себе и безопасность. Учитывая тот факт, что на работе мы проводим большую часть продуктивного времени, ощущения, возникающие на ней, распространяются и на всю жизнь. Если же этой опоры нет, возникает печальная ситуация.
Допустим, Вы что-то делаете, не чувствуя себя в своей тарелке, соответственно, без опоры на сильные стороны. Вы испытываете тревогу на работе, и, по инерции, продолжаете волноваться в свободное от неё время. Как по поводу «а вдруг меня уволят», так и без повода, по привычке.
Или же Ваша работа вызывает у Вас отвращение, и по 8 часов в день 5 дней в неделю Вам приходится заставлять себя ее делать. Хорошо, если Вы умеете разделять себя «Я на работе» и «Я дома / Я на отдыхе». Но часто бывает, что привычка «ломать себя об колено» распространяется на остальную жизнь, и человек начинает отказываться от радостей в личной жизни или же не может расслабиться, потому что привык находиться в напряжении.
А теперь представьте, что Вы занимаетесь тем, что у Вас «в крови». Вам нравится результат, вы чувствуете себя уверенно на работе, вам приятно оттачивать свой профессионализм. Согласитесь, что это мотивирующая картина.
А сейчас давайте рассмотрим, что дает опора на таланты для компании.
Самореализация является одним из наиболее важных факторов мотивации сотрудника. Она побуждает к достижениям, увеличивает лояльность сотрудника и при этом не приводит к увеличению расходов компании, в отличие от материальной стимуляции. Эти аспекты являются, несомненно, важными для любой организации. И как уже отмечалось в предыдущей главе, опора на сильные стороны наиболее способствует самореализации сотрудников.
В современной практике управления персоналом существует стереотипный способ оценки сотрудника на основе знаний и навыков. Но данный подход имеет две фундаментальные проблемы.
Во-первых, с его помощью достаточно легко оценить навыки и знания (Hardskills), но зато гораздо сложнее охарактеризовать личностные качества (SoftSkills).
Например, навык работы на каком-либо агрегате можно достаточно объективно оценить с помощью теста. Также существуют тесты на умения работать с программами, на знания языков и т.д. А вот решить, подходит ли работник для непосредственного общения с клиентами, управления или наставничества, с помощью теста понять будет невозможно. У каждого человека свое уникальное проявление этих качеств, и шаблонный тест не сможет учесть важные нюансы и даст «среднее по больнице».
Во-вторых, подход на основе навыков не учитывает будущих возможностей работника. И не дает информации для принятия решений возможностях продвижения.
В то же время подход на основе талантов и сильных сторон максимальным образом позволяет раскрывать потенциал сотрудников, и, по сути, является основой лидерства в широком понимании этого слова, когда лидер создает наиболее подходящие условия для развития своей карьеры и карьеры сотрудников.
Кроме того, раскрытие сильных сторон способствует раскрытию интересов сотрудника, что, в свою очередь облегчает их интеграцию с нуждами компании. Во-первых, когда интересы прописаны явно, с ними легче работать. Во-вторых – когда описано максимально возможное количество интересов в наиболее универсальной форме – больше вероятность найти точки пересечения с интересами компании. Особенно это важно, когда сотрудник вроде бы способный, мотивированный и с высокой лояльностью к компании, но его карьера не складывается, так как он не на своем месте. Ему необходимо помочь подобрать иное место в компании. Обычно в этом случае навыков и знаний для этой новой деятельности недостаточно, поэтому как подбор, так и адаптацию можно осуществить только на основе талантов.
При работе со слабыми сторонами важно понять, в чем проблема: в отсутствии навыков и знаний или же в таланте?
Этот вопрос можно разрешить, просто пройдя обучение.
Классический пример: неумение работать с офисными программами может серьезно снижать эффективность работы и соответственно являться слабой стороной. Обычно подобную проблему можно разрешить достаточно быстро: пойти на специализированные курсы, купить самоучитель, почитать на форумах и т.д.
Однако если Вы уже сделали это, а проблема не разрешилась, то значит дело в отсутствии таланта.
Представим руководителя, который прошел уже несколько курсов по управлению персоналом, а значительного прорыва не произошло. Значит дело в отсутствии таланта управленца. А его, как и любой другой талант, искусственно не создашь.
Если строить карьеру на сильных сторонах, то имеет смысл подтянуть свою слабую сторону до уровня «удовлетворительно». Кстати, здесь как раз могут быть полезны тренинги. И в приведенном выше примере руководство не станет для этого человека естественным, но увидеть и устранить грубые ошибки, а также освоить полезные методики – вполне возможно. И если руководство не является главной составляющей деятельности – то этого может быть достаточно.
Ключевым в этом случае является то, что Вы не пытаетесь сделать свои слабые стороны сильными, а просто развиваете их до того минимума, который перестает катастрофически мешать Вам строить карьеру. И пользуетесь способами снижения влияния слабых сторон, описанных в пункте «Карьера, построенная на сильных сторонах».
Важным примером работы со слабыми сторонами, выходящим за пределы карьеры, является осваивание новых хобби. Часто подобная деятельность связана с телом: танцы, спорт, йога, боевые искусства. Или же люди осваивают искусства изящные: живопись, музыка, рукоделие, DIY (сделай сам).
Например, научившись танцевать, у человека изменятся осанка и походка, что в свою очередь улучшает настроение, повышает привлекательность и уверенность в себе.
Подобные действия действительно могут оказать благотворное влияние на жизнь в целом, и косвенным образом влияют на карьеру. Но опять же – если таланта к танцам изначально нет, то и высот в этом деле не добиться и карьеру не построить.
В ряде случаев слабую сторону можно даже заставить работать на себя.
Например, защищая финансовые модели от ошибок со своей стороны, Александр одновременно защищает их и от ошибок пользователей.
Давайте теперь рассмотрим вторую стратегию - развитие слабые стороны до уровня сильных. К ней большинство из нас привыкло с детства. У советского школьного образования целью было формирование «гармонично развитой личности», т.е.имеющей примерно одинаковый уровень оценок по всем предметам. А российское образование – прямой потомок советского.
В результате сил тратится много, а эффект достигается минимальный, кроме того, снижается уверенность в себе и пропадает удовлетворение от жизни, вплоть до депрессии.
Например, в случае – Александра можно тренировать внимательность, делать учебные упражнения и т.д. Можно проверять вычисления по 10 раз. И к чему это приведет? Скорее всего, к усталости, раздражению и неуверенности, а в долгосрочной перспективе – к желанию оставить профессию.
Может показаться, что на этом пути есть счастливые исключения.
Тут можно вспомнить Суворова Александра Васильевича, который с помощью различных упражнений из болезненного ребенка стал весьма здоровым человеком. Однако успеха в военной карьере он добился с помощью своих сильных сторон - стратегическому и тактическому мышлению, вниманию к деталям и упорству.
Обычно в тех случаях, когда человек из слабой стороны делает сильную, слабость затрагивает какую-то ключевую для этого человека ценность, поэтому люди могут прилагать огромные усилия для её преодоления. Кроме того, чаще всего это происходит в детстве, когда психика еще гибкая, а ресурсов для развития много.
Однако, одно исключение на этом пути есть – когда какие-то слабые стороны возникают из-за психологических проблем.
Например, низкий уровень эмпатии – умения понимать эмоции других и адекватно на них реагировать – может быть связан с психологической защитой, позволяющей человеку справиться с неприятными эмоциями путем их блокировки.
Это происходит в достаточно раннем детстве, когда эмоции очень сильны, а психика ребенка еще не умеет с ними адекватно справляться. В норме справляться с эмоциями помогают родители. Если же родители не сглаживают сильные негативные эмоции ребенка, а, иногда, еще и создают их, одним из наиболее адекватных выходов для ребенка – отстраниться от своих эмоций, перестать их чувствовать.
А связь с собственными эмоциями необходима и для понимания эмоций других, поэтому человек, лишенный способности к эмпатии, может быть неэффективен на переговорах.
Или же излишняя податливость в переговорах может быть следствием воспитания, направленного на подавление у ребенка способности отстаивать свое мнение (не спорь со старшими).
В данном случае подобная слабая сторона может быть успешно изменена благодаря психотерапии.
Таланты связаны с нейронными связями мозга, они постоянны и неизменны. При отсутствии таланта – сформировать его не получиться. Однако возможно их открытие и развитие.
Для достижения максимальных успехов не нужно тратить силы и время на «борьбу» со слабыми сторонами, необходимо лишь минимизировать их влияние. А основные силы прикладывать в направлении сильных сторон.
Таланты универсальны и не привязаны к конкретной профессии, они относятся к особенностям мышления и способам поведения.
Для построения успешной карьеры необходимо сочетание трех элементов:
Чтобы выстроить карьеру, основанную на сильных сторонах, необходимо:
Если слабые стороны связаны с негативным отношением человека к самому себе, то возможна коррекция психологических проблем, мешающих успешной профессиональной деятельности, с помощью психотерапии.
Стратегия «сокращение влияния слабых сторон и приложение основных сил в направлении сильных», как и любая другая стратегия построения успешной карьеры, требует значительных усилий, но в отличие от других вариантов, именно она приносит больше внешних результатов и внутреннего удовлетворения.
Статья опубликована на сайте Ассоциации Карьерных Профессионалов